Бланк заказа
Новости рынка парфюмерии
20 известных парфюмеров: первая пятерка
Парфюмерные дома редко афишируют автора аромата, который приносит им деньги и славу. Не то чтобы они его скрывали — его имя обычно упоминается в пресс-релизах и иногда его даже показывают журналистам на презентациях. Но за редчайшими исключениями, к которым относится, например, любимый мной Frederic Malle, ни на флаконе, ни на коробке имя создателя не указывается, и широкой публике он остается неизвестен. Сотворил — распишитесь в получении гонорара и спасибо, до новых встреч.
Если вдуматься, традиция продавать безымянные ароматы попахивает абсурдом. Это как если бы на обложке книги было крупно напечатано название издательства, а фамилия писателя — мелким петитом где-то в конце. Или если бы имя продюсера Кауфмана было бы известнее, чем имя Тарантино. Или если бы журналы выходили со статьями без подписей.
Почему бренд сегодня обычно не слишком заинтересован в раскрутке имени парфюмера? (Исключения составляют старые дома с историческим шлейфом, возглавляемые самим носом — как в случае с гениальным Жаном Полем Герленом, или дома, имеющие своего штатного и фактически бессменного парфюмера, как в тандеме Chanel — Жак Польж.) На то есть несколько причин. Во-первых, бренд боится, что память бедного консъюмера и так перегружена. Главное, чтобы там хоть как-то уместилось его, бренда, громкое имя и название новых духов. Во-вторых, востребованные парфюмеры, как правило, работают над несколькими ароматами для нескольких марок одновременно, и ни одна из этих марок не заинтересована в продвижении автора: это косвенно будет способствовать продвижению аромата конкурента.
Все так, но в итоге получается, что нас, по-моему, держат за дурачков — вот вам красивый флакончик, нюхайте и радуйтесь, и незачем вам слишком много знать. Обидно. И хочется как-то восстановить справедливость. Тем более, что у каждого серьезного парфюмера, точно так же, как у писателя и режиссера, есть свой почерк, и, ориентируясь на него, можно находить свои ароматы гораздо точнее, чем если ориентироваться на рекламные имиджи и новостные заметки в бьюти-рубриках, которые все как одна пишут про «волнующий… сексуальный… и с нотами пачули».
Жан Клод Эллена
|
Парфюмер с абсолютно классическим местом рождения: Эллена
появился на свет именно там, где положено — в Грассе, парфюмерной
столице, городе, где расположен Институт парфюмерии. С 2004 года является штатным «носом» дома Hermes,
но до тех пор успел поработать «носом-фрилансером» и создать
поразительное количество шедевров, при том что всегда был известен
нежеланием подчиняться требованиям отделов маркетинга. Все последние ароматы Hermes, начиная с моего любимейшего Un
Jardin sur le Nil (2005) и заканчивая последним — Voyage d'Hermès (2010)
— отличаются тотальной «некассовостью» и «немассовостью», и в каждом
как печать присутствует мощный заряд свободы. В его ранних творениях
встречались ошибки юности — например, в First для Van Cleef & Arpels
Эллена включил 160 ингредиентов, и хотя аромат до сих пор является
визитной карточкой «ван клифов», сам парфюмер (и я, признаться, тоже)
сейчас относится к First скептически. Зато потом он двинулся по пути
резкого сокращения компонентов и больше не шел на поводу у заказчика,
если тот требовал добавить в аромат, например, папайю, потому что
маркетинг выяснил, что папайя сегодня в моде. Зато Эллена добавил в Eau
de campagne для Sisley…
экстракт томатов: марка хотела получить «аромат Нормандии», а он не мог
себе представить сады и огороды Нормандии без томатов. Другой шедевр Эллена — Eau parfumee au the vert, Bvlgary,
тоже пробивался к нам с трудом: «Когда я в 1992-м создал этот аромат, я
всем предлагал его попробовать, и никому он не нравился: в то время
такие простые яркие ароматы казались «слишком
оригинальными». Bvlgary тогда приняли у меня Eau parfumee au the vert,
потому что честно признались, что ничего не понимают в парфюмерии, но
верят мне». Впоследствии этот Eau parfumee au the vert стал таким
бестселлером, что до сих пор редкий пятизвездочный отель не оснастил
свои люксы его производными — мылом, лосьоном и прочим. И, кстати, мне
он кажется отличным предшественником «Садов Нила». |
Если вам нравятся последние ароматы Hermes, сделанные Жаном Клодом Элленой, попробуйте также:
- его ароматы для Frederic Malle
— L'eau d'Hiver, Bigarade Concentrée, Cologne Bigarade — их парфюмер,
кстати, делал для Малля без всякой финансовой для себя выгоды, так его
увлек концепт.
- три аромата его же авторства для нишевого бренда L'Artisan Parfumer — La Haie Fleurie du Hameau, Ambre Extreme и Bois Farine.
- богатый Declaration, созданный Элленой для Cartier в 1998-м году
- Colonia Assoluta потрясающий, на мой нос, аромат, созданный в 2003-м для Acqua di Parma.
1. Hermès — Un Jardin après la Mousson 2. Hermès — Un Jardin sur le Nil 3. Acqua di Parma — Colonia Assoluta 4. Cartier — Declaration 5. L'Artisan Parfumer — La Haie Fleurie du Hameau 6. Sisley — Eau de campagne 7. Frederic Malle — L'eau d'Hiver 8. Voyage d'Hermès
Жак Кавалье
|
Еще один уроженец Грасса и еще один бесспорный гений. И, кстати,
парфюмер потомственный — его отец занимался тем же делом, поэтому
парнишка приобщился к ремеслу лет в 15, а в 28 стал парфюмерной
сенсацией, создав в 1992-м L'Eau d'Issey, Issey Miyake.
По его собственным словам, так вышло потому, что он вдохновлялся самим
Иссе Мияке — вел с ним долгие беседы. Дальнейший его послужной список
выглядит так: в том же 1992-м — Pasha Cartier, потом подряд — Classique Jean Paul Gaultier, L'Eau d'Issey pour Homme, Poeme Lancome, Opium pour Homme, Rive Gauche pour Homme, Cinema и Nu для Yves Saint Laurent, и мужская Aqua di Gio для Giorgio Armani. Затем — Eternity Moment Calvin Klein, Aqva pour Homme Bvlgari. Из последних творений Кавалье к моим любимым относятся
совершенно, по-моему, уникальные Noir de Noir и Tuscan Leather для
коллекции Тома Форда и разнообразные Stella in Two для Стеллы Маккартни.
Если бы не они, Кавалье, конечно, можно было бы упрекнуть в тотальной
коммерческой успешности и служению мейнстриму, однако многие, что
называется, продали бы душу, чтобы создать хотя бы половину этих хитов. В общей сложности «носу» Жака Кавалье принадлежат около 30
шедевров, в 2004-м он получил наконец свой парфюмерный «Оскар» — Prix
Francois Coty. Кавалье невероятно плодовит, и при этом ужасный педант:
один-единственный жасминовый аккорд он совершенствовал… 25 лет. |
1. Tom Ford — Tuscan Leather 2. Issey Miyake — L'Eau d'Issey 3. Jean Paul Gaultier — Classique 4. Cartier — Pasha 5. Calvin Klein — Eternity Moment 6. Stella In Two Peony
Оливер Кресп
|
Этот человек создал аромат, который некоторые девушки преданно
любят уже целое десятилетие. Если принять во внимание ветреность, обычно
свойственную девушкам, и то количество духов, которое выплескивается
сейчас на рынок, то станет понятно, насколько это явление, выходящее из
ряда вон. Аромат, о котором идет речь, — это Angel Thierry Mugler.
Кресп вообще кумир «девичьих» ароматов, он замешивает всю эту цветочную
сладость каким-то совершенно непостижимым образом — вроде
сладко-сладко-сладко, но не приторно, потому что фрукты он мастерски
комбинирует с зеленью и пряностями и не забывает все это слегка
«приперчить». По примерно такому сценарию созданы знаменитые Noa Cacharel (1998), L'Eau par Kenzo (обе версии, и мужская, и женская), Kenzo Amour и Light Blue для Dolce&Gabbana, Nina для Nina Ricci.
Однажды в разговоре со мной Оливер утверждал, что добавляет в свои
ароматы коньяк или шампанское. Шутил он или нет, мне понять не удалось,
но многие действительно «подсаживаются» на его духи, как на алкоголь, и
даже впадают в настоящую зависимость от них. |
1. Thierry Mugler — Angel 2. Nina Ricci — Nina 3. Dolce&Gabbana — Light Blue 4. Kenzo — Amour 5. L'Eau par Kenzo 6. Cacharel — Noa
Франсис Куркджан
|
Этот юноша из армянской семьи, родившийся в Париже, мечтал о
карьере танцовщика балета, дважды поступал в балетную школу Opera, и
дважды проваливался. Я считаю, — к счастью. Парфюмерная промышленность
без него явно бы не досчиталась некоторых отличных ароматов. Не было бы,
например, великолепного Le Male и моего преданно любимого аж с 1999-го
года Fragile для Jean Paul Gaultier. По-моему, до сих пор не оценен по достоинству Kenzoki Lotus Blanc и отличный аромат с простецким названием For Her Narciso Rodriges. В 2007 вышел интересный Lady Vengeance для малоизвестной у нас развеселой марки Juliete has a gun.
В соавторстве с великим Франсуа Кароном Куркджан создал прекрасную
Acqua di Parma Iris Nobile (2004). Ему вообще виртуозно удаются
цветочные композиции: в Fragile звучит щедрая тубероза, в Iris Nobile —
небанальные ирисы. С моей точки зрения, Куркджан несколько проштрафился,
сделав скучный Miracle Homme Lancome, но строго судить его нельзя –
мужские ароматы вообще не самая сильная сторона марки Lancome, возможно,
это был тот самый случай диктата маркетинга, которого так старается
избегать Жан Клод Эллена. Зато сильный и явно тоже коммерческий F de Ferragamo Куркджану явно удался. |
1. F de Ferragamo 2. Juliete has a gun — Lady Vengeance 3. Narciso Rodriges — For Her 4. Acqua di Parma — Iris Nobile 5. Jean Paul Gaultier — Le Male 6. Jean Paul Gaultier — Fragile 7. Kenzoki — Lotus Blanc
Кристин Нагель
|
Очаровательная, милая и вовсе не светская Кристин при встрече не
производит впечатления женщины, которая может создавать сильнейшие
ароматы. Она застенчива и время от времени начинает заикаться ни с того
ни с сего — но «нос» у нее работает прекрасно. А портфолио впечатляет:
Narcisso for Her для Narciso RodriguezCartier и Delices de Cartier и фантастически сильный аромат Ambre Soie, один из наиболее интересных в коллекции Armani Prive. Она также «переформулировала» по-новому Miss Dior Cherie. А в сентябре выходит на рынок ее первый аромат, сделанный для Jo Malone – English Pear&Freesia. В качестве брифа Кристин получила от марки стихотворение Китса «К осени» —
и пожелание включить в состав ингредиентов сладкую грушу, запах,
который, в отличие от растиражированного зеленого яблока, неимоверно
сложно заключить во флакон. Кажется, Кристин сделала почти невозможное —
аромат получился именно про начало сентября, когда еще жарко, но уже
немного грустно, потому что лето кончилось. Очень рекомендую
попробовать. |
1. Eau de Cartier 2. Narciso Rodriges — For Her 3. Armani Privé Ambre Soie 4. Delices de Cartier
Автора! Автора! 20 известных парфюмеров: вторая пятерка
«Вторая» — вовсе не означает «второстепенная». Парфюмеры, представленные в этой второй пятерке, ничем не уступают первым — тем разве что, что не сразу пришли мне в голову.
Вообще
устраивать рейтинги ароматов — занятие, по-моему, бессмысленное.
Кому-то нравится Shalimar, кому-то Allure, а кто-то вообще предпочитает
что-нибудь совсем уж коммерческое вроде Miracle, и носит с
удовольствием. Здесь как в кино: есть мейнстрим и есть артхаус. И
принадлежность к мейнстриму — еще не свидетельство провала, а
причастность к артхаусу — еще не индульгенция. И там, и там случаются
взлеты и провалы. К тому же на разных людях и в разное время года все
ароматы звучат по-разному. Даже в разное время суток — и то по-разному.
Так что составление рейтингов оставим бренд-менеджерам — это с их точки
зрения аромат успешен, когда им благоухает вся Тверская. А я просто
продолжу рассказ про людей, которые эти ароматы придумывают.
Мишель Альмарак
|
Этот человек успел поработать на огромное количество парфюмерных компаний: сотрудничал с Roure, Takasago, Florasynth, Creations aromatiques, а в настоящее время служит в Robertet.
Такое непостоянство он объясняет тем, что работает не ради выгоды, а
ради творчества. Как только творчества становится меньше, а давления со
стороны корпорации — больше, Альмарак покидает компанию и ищет свободу в
новом месте. Под творчеством, в частности, он понимает возможность
работать с правильным сырьем и использовать правильные (но, с точки
зрения компании, часто слишком дорогостоящие) компоненты, без которых,
по его словам, он «просто высыхает». При этом Альмарак не поклонник
«намешать побольше», и в своих пристрастиях довольно постоянен: «Хорошие
блюда чаще всего готовятся по простым рецептам». Он, кстати, любит
готовить — и на кухне не менее виртуозен, чем в лаборатории. Из своих
кулинарных творений больше всего гордится луковым супом, из парфюмерных —
Casmir de Chopard. Мне же нравятся его весомые, сочные и почти
материально тяжелые Gucci pour Homme и Gucci Rush. Он создал многие
ароматы «бондинианы» (Bond N9) — Fire Island, Scent of Peace, West
Side. А для моих любимых «парфюмерных артизан» (L'Artisan Parfumeur) —
Voluer de Roses. |
1. Gucci Rush 2. Gucci pour Homme 3. Casmir de Chopard 4. Bond N9 — Fire Island 5. L'Artisan Parfumeur — Voluer de Roses
Калис Бекер
|
Многие воздвигли бы этой девушке памятник только за один аромат,
который она создала — J'adore Dior. Это была ее первая работа для марки
Dior. Вдохновлялась она, по ее словам, букетами, которые изображали на
своих полотнах живописцы фламандской школы и — опять-таки — кулинарией:
ее бабушка готовила сливовый ликер, добавляя в вино лимонную цедру, и в
детстве ей казалось, что ничего вкуснее на свете нет. (Бабушка, кстати,
была эмигранткой из России, равно как и дедушка.) В попытке воскресить
этот сумасшедший запах, Кэлис смешивала все цветочные экстракты, которые
приходили ей в голову — фиалки, розы, орхидеи, жасмин, пока ее наконец
не осенило, что арабский жасмин несет в себе все ароматы всех цветов. Он
и стал основой композиции. А J'adore Dior стал на добрые пять лет
бестселлером рынка. Другие ароматы Калис Бекер — A Taste of Heaven, Back
to Black Aphrodisiac, Love, Pure Oud (все — для By Kilian), Secret
Obsession Calvin Klein и Beyond Paradise (как для мужчин, так и для
женщин) для Estee Lauder шумный успех J'adore не повторили, но мне лично
A Taste of Heaven и L'Ceuvre ou Noir by Killian нравятся ничуть не
меньше. |
1. J'adore Dior 2. Estee Lauder — Beyond Paradise 3. Calvin Klein — Secret Obsession 4. Pure Oud By Kilian 5. A Taste of Heaven By Kilian
Карлос Беньям
|
Редкое исключение в парфюмерном мире: Карлос Беньям родился не в Грассе, а в Танжере, в Морокко. И живет не в Париже, а в Нью-Йорке. В 2004-м году он получил от американского общества парфюмеров награду Lifetime Achievement Award – и вполне заслуженно. Карлос никогда не делал вид, что его интересуют сложные нишевые ароматы не для всех, и всегда создавал наиболее интересные кассовые ароматы, которые приносили его клиентам и деньги, и славу. Самый первый и знаменитый из них — Polo Ralph Lauren, вышедший в 1978-м. Впоследствии появились Polo Blue, Bvlgari Jasmin Noir (2008, вместе с Софи Лабэ), разнообразные вариации на любимые темы Calvin Klein — яркость, легкость, лаконичность — CK in 2U her, Contradiction for men. Eternity for men, Eternity Summer for men и многочисленные Euphoria. Он, марокканец, живущий в Нью-Йорке, создавал ароматы даже для очень французского бренда Givenchy — Very Irresistible (правда, в соавторстве с Софи Лабэ и Доменик Ропьон). У Беньяма к тому же получились довольно интересные ароматы для Prada — Prada Tender и Eau de Parfume. А если вам нравится Viktor & Rolf Flowerbomb и их последний Eau Mega, то имейте в виду, что Беньям к ним тоже приложил свою руку — и свой нос, точно знающий, чем захочет пахнуть человечество в будущем сезоне. |
1. Polo Ralph Lauren 2. Calvin Klein — Eternity for Men 3. Calvin Klein — Euphoria 4. Prada — Eau de Parfume 5. Bvlgari — Jasmin Noir 6. Viktor & Rolf — Flowerbomb
Франсуаза Карон
|
Женщина-легенда: 35 лет в отрасли, отец — поставщик сырья для
парфюмерии, бывший муж и брат тоже работают в этом бизнесе, сын
заканчивает ISIPCA (высшую
парфюмерную школу) тьма учеников, сотня фантастически успешных или как
минимум навсегда запоминающихся ароматов и при этом отличное чувство
юмора. Оно, кстати, иногда проявляется и в ее творениях, но для того,
чтобы их уловить, надо иметь это самое чувство самому — и еще, конечно,
натренированное обоняние. Франсуаза Карон часто развлекается с
апельсинами, иногда просто для смеха добавляет их в свои ароматы —
апельсин как будто даже и не пахнет, но бодрит. Ее первый шедевр — Eau
d'Orange Verte для Hermes, 1979-ый. Потом последовали Kenzo for Women,
Gio Giorgio Armani и, наконец, — тут ее окончательно оценили продвинутые
неформалы — Red: Rose and Palisander Comme des Garcons Series 2. Далее:
Iris Nobile Eau de Toilette для Aqua di Parma (в соавторстве с Франсисом Куркджаном),
Angel Violet для Thierry Mugler, Azzaro Onix, Azzaro Silver Black и мой
любимейший Fleur d'Oranger для Le Labo. Если вы его еще не пробовали,
то это надо срочно восполнить. |
1. Hermes — Eau d'Orange Verte 2. Kenzo for Women 3. Comme des Garcons Series 2 Red: Rose 4. Le Labo — Fleur d'Oranger 5. Aqua di Parma — Iris Nobile 6. Gio Giorgio Armani
Франсуа Демаши
|
Отработав в качестве соратника Жака Польжа и штатного парфюмера
Chanel около 30 лет, Демаши совершил поступок по меньшей мере
невероятный: в 2006-м году ушел из Chanel в LVMH и теперь работает для
Dior, Guerlain, Kenzo и Givenchy. Понять его несложно: ароматы Chanel
они творили с Польжем на пару, но мир знал только Польжа. А Демаши не
знал, хотя он и до того, как пошел в Chanel, не то чтобы сидел сложа
руки: в 1980-х, не будучи еще ангажированным великим брендом, Франсуа
создал сильные Ombre de la Nuit, Ungaro pour Homme и Diva для Ungaro,
которые, с моей точки зрения, достойны того, чтобы их как минимум
помнить. Ну и парфюмера, конечно, тоже. Далее потянулись годы Chanel, за
которые Демаши (в соавторстве с Польжем) работал на благо работодателя.
И иногда придумывал что-то для Bourjois — младшего брата Chanel, но
масштаб поставленной задачи явно не совпадал с масштабом амбиций и
дарования. После побега в LVMH Демаши издал и переиздал Dior Homme
Cologne (2007), Dior Fahrenheit 32 (2007) в соавторстве с Луиз Турнер,
Dior Eau Sauvage Fraicheur Cuir (2007), Midnight Poison (также в
соавторстве с Оливером Креспом и Жаком Кавальер), несколько ароматов для
Pucci и Aqua di Parma. Наконец, последний запуск и последняя надежда
Dior — новый Eau Sauvage — тоже был создан при деятельном участии
Демаши. Что-то мне подсказывает, что переизданием прошлого дело не
ограничится и он себя еще покажет. |
1. Dior Homme Cologne 2. Dior — Eau Sauvage Fraicheur Cuir 3. Dior — Fahrenheit 32 4. Dior — Midnight Poison 5. Ungaro — Diva
|
Яна Зубцова около 15 лет работала бьюти-директором журналов «Домовой» и Harpers Bazaar, была фичер-редактором Vogue, за свою карьеру посетила примерно 1869 презентаций новых духов и брала интервью практически у всех главных парфюмеров современности. Несмотря на огромный опыт в области парфюмерной индустрии (как положительный, так и отрицательный), обожает ароматы. Сейчас работает заместителем главного редактора журнала Sex & The City |